Лекция 3. СТРУКТУРА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

1. Структурное подразделение: понятие и сущность.
2. Виды структурных подразделений.
3. Методы управления структурным подразделением.
4. Контроль работы структурного подразделения.
5. Оценка работы структурного подразделения.

Структурное подразделение – это отделы, службы, цеха, участки или иные части, на которое делится предприятие.
Вместе структурные подразделения образуют организационную структуру юридического лица. Каждое подразделение выполняет определенный функционал и производственные задачи.
Структурное подразделение предприятия нельзя рассматривать отдельно от самого предприятия, наделять юридической и экономической самостоятельностью, то есть:
- не надо ставить на учет в налоговом органе, фондах социального страхования и в Пенсионном фонде;
- не надо вести отдельный бухгалтерский учет и составление баланса;
- не требует открытия отдельного банковского счета.
Структурные подразделения предприятия могут располагаться как по месту нахождения самого предприятия, так и территориально обособленное, в другом населенном пункте или регионе.
Внутреннее структурное подразделение – это структурная единица (ячейка), в которой все сотрудники имеют схожие должностные обязанности и выполняют общую производственную задачу.
К внутреннему структурному подразделению относятся: отделы, службы, управления, департаменты, отделения и цехи.
Обособленное подразделение имеет свой бухгалтерский баланс, самостоятельно начисляет выплаты и вознаграждения сотрудникам и ставится на налоговый учет по месту регистрации.
К обособленным подразделениям относятся:
1. Филиал – это подразделение, которое практически выполняет функционал головного предприятия, но расположено в другом городе (регионе).
2. Представительство – предоставляет необходимую информацию клиентам и защищает интересы основного структурного подразделения в другом регионе.
И филиал и представительство могут иметь свою внутреннюю структуру (отделы, службы, цехи).
По функциональному признаку структурное подразделение предприятия делится на следующие виды:
1. Подразделения, которые специализируются на административных задачах:
- кадровая служба, финансово- экономический отдел, бухгалтерия, секретариат, юридический отдел;
2. Управленческие и производственные подразделения:
- отдел автоматизации, экспериментальный цех, отдел контроля качества, служба маркетинговых исследований;
3. Производственные подразделения:
- сборочный цех, ремонтная служба, диспетчерская, транспортный цех, отдел комплектации.
Метод управления структурным подразделением – это способ осуществления воздействия и реализации целей управления предприятиям.
Существуют следующие методы управления:
- экономические;
- организационно-административные;
- социально-психологические.
Экономические методы управления составляют основу экономического управления предприятия.
К ним относятся: хозяйственный и экономический расчеты, планирование, прогнозирование, экономический анализ и обоснование и т.д.
Организационно – административные методы управления делятся на следующие группы:
1. Организационно – стабилизирующие методы управления – устанавливают долговременную связь в системах управления между людьми. К ним относятся: инструктирование, нормирование, регламентирование, контроль, надзор и др.;
2. Организационно-распорядительные методы управления – это обеспечение управления совместной деятельности людей и подразделений. К ним относятся: договоры, приказы, распоряжения, постановления;
3. Организационно-дисциплинарные предназначены для поддержания ответственности сотрудников подразделений за выполнение обязанностей. К ним относятся: правила и нормы поведения работников, применение поощрительных мер и мер наказания.
Социально-психологические методы управления – это способы воздействия на поведение личности и коллектива, активации климата на предприятии на базе высокой нравственной культуры и глубокого уважения человека и коллектива и делятся на следующие группы:
1. Социальная группа – это социальное нормирование (правила внутреннего распорядка, этикет и т.д.); социальное стимулирование коллектива и отдельных работников; социальное регулирование (договоры, взаимные обязательства, удовлетворение социальных потребностей) и др.;
2. Психологическая группа – используется в целях гармонизаций отношений между членами предприятия и установления благоприятного психологического климата (комплектование малых групп, обучение работников и т.д.).
Каждый руководитель структурного подразделения осуществляет контроль с целью выявления причин отклонений от поставленных задач, обнаружения неиспользованных возможностей и резервов.
Контроль – это процесс, обеспечивающий достижения целей предприятия.
Контроль необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными и используется для стимулирования успешной деятельности предприятия.
Эффективность функционирования предприятия напрямую зависит от эффективности деятельности структурных подразделений. Оценивая деятельность подразделений, можно проанализировать эффективность работы предприятия и определить премиальную составляющую для каждого сотрудника.
Оценка деятельности структурных подразделений предприятия - это систематический, четко организованный процесс, направленный на организацию здоровой конкуренции между подразделениями, соблюдения принципа социальной справедливости и принципа оплаты по труду.
Оценка деятельности структурных подразделений предприятия ориентируется на достижение конечных результатов производства: рост прибыли и дохода, снижении затрат и расхода ресурсов и т.д.
Ключевыми показателями оценки работы (эффективности) структурных подразделений являются:
1. Показатели, которые характеризуют общую экономическую эффективность (прибыль, себестоимость продукции, затраты на один рубль продукции и др.);
2. Показатели результативности, качества и сложности труда (производительность труда, использования рабочего времени и др.);
3. Показатели социальной эффективности работы подразделения (текучесть персонала, уровень трудовой дисциплины, социально-психологический климат в коллекти-ве и др.)