Лекция 26. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА РАБОТГ

1. Объект системы менеджмента качества.
2. Элементы системы менеджмента качества.
3. Механизм системы менеджмента качества.

Менеджмент качества – это скоординированная деятельность по руководству и управлению организации качества на предприятии.
Менеджмент качества – это отношение между двумя системами: управляющей (субъект) и управляемой (объект), которые осуществляются с помощью механизма управления и включает:
- планирование качества;
- обеспечение качества;
- управление качеством;
- улучшение качества.
Субъект управления – это элемент системы, который воздействует на объект управления, организует и регламентирует использование факторов и условий, влияющих на качество.
Для обозначения субъекта управления введен термин «система менеджмента качества», включающая действия, с помощью которых предприятие устанавливает свои цели, определяет процессы и ресурсы, требующиеся для их достижения.
Объект управления – это совокупность свойств продукции или услуги, от которых зависит её пригодность, то есть способность удовлетворить определенные потребности в соответствии с назначением.
Качество продукции характеризует степень удовлетворения определенной потребности совокупности свойств, полезных для потребителя, которые являются результатом процессов жизненного цикла продукции (товара), сводящихся к установлению, обеспечению и поддержанию необходимого уровня качества.
На основе маркетингового исследования и создания проекта продукции устанавливается необходимый уровень качества продукции.
Качество изготовления продукции определяется качеством нормативно-технической документации, оборудования, инструмента, сырья и материалов, то есть обеспечивается качество продукции на стадии производства.
На стадиях реализации и эксплуатации происходит поддержание качества продукции, которое зависит от качества документации, оборудования и качества эксплуатационного и ремонтного персонала.
Управляя качеством продукции необходимо обеспечить эффективную работу всего персонала предприятия, так как каждый сотрудник вовлекается в обеспечение требуемого уровня качества продукции во время установления, обеспечения или поддержания этого качества.
Применение системы менеджмента качества (СМК) является стратегическим решением для предприятия, которое помогает улучшить результаты деятельности, основанными на стандарте ИСО 9001 – это:
- способность стабильно предоставлять продукцию и услуги, которые соот-ветствуют требованиям потребителей и применимым законодательным и нормативным правовым требованиям;
- создание возможностей для повышения удовлетворенности потребителей;
- направление усилий на риски и возможности, связанные со средой и целями предприятия.
Для реализации управления качеством на предприятии существует механизм, который обеспечивает взаимодействие всех элементов системы менеджмента качества – это цели, функции, принципы, методы, условия и факторы, от которых зависит качество.
Фактор повышения качества продукции – это конкурентная движущая сила, способная изменить или вновь создать одно или несколько свойств продукции (услуги) таким образом, чтобы вся совокупность свойств улучшилась.
Существует следующие виды факторов:
1. Фактор, формирующий качество продукции (услуги) – это:
- качество исходного сырья, материалов и комплектующих изделий;
- качество технологических процессов;
2. Фактор, обеспечивающий сохранность качества продукции (услуги) – это:
- маркировка;
- упаковка;
- рациональные условия доставки и хранения;
- уход в процессе эксплуатации;
3. Фактор, стимулирующий производство продукции (услуг) – это:
- улучшение социально – экономических условий работы, отдыха и быта;
- улучшение медицинского обслуживания;
- предоставление льгот и привилегий персоналу;
4. Фактор, затрудняющий достижение нужного уровня качества – это:
- частое изменение видов продукции и технологии изготовления;
- жесткие технические условия;
- медленная подготовка кадров;
5. Фактор, способствующий достижению требуемого уровня качества – это:
- лучшее проектирование;
- успехи рационализации и стандартизации;
- улучшение технологии;
- стабильный выпуск продукции и т.д.
Условия улучшения качества продукции (услуги) – это внутренние и внешние производственные и внепроизводственные обстоятельства, которые делятся:
1. По масштабу воздействия;
2. По сфере действия.
По масштабу воздействия все условия повышения качества продукции (услуги) делятся на частные и общие (системные):
- частные условия – это применение передовой техники, четкая организация производства и труда, высокая производственная дисциплина, моральная и материальная заинтересованность, высокая культура производства, профессиональное мастерство работников, физические данные и психологический склад человека;
- общие (системные) условия – это рыночные отношения, система планирования качества, ценообразование, протекционистская политика правительства и др.
По сфере действия все условия делятся на внутренние и внешние:
- внутренние условия зависят от деятельности предприятия и делятся на следующие группы: технические, организационные, экономические и социально - психологические;
- внешние условия – это требования рынка (потребление), нормативная документация, конкуренция, имидж предприятия у клиентов (покупателей).