Лекция 6. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

1. Производственная инфраструктура предприятия.
2. Структура управления.

Производственная инфраструктура предприятия - это совокупность подразделений, имеющих подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия для деятельности предприятия в целом.

Основное производство – это часть производственного процесса, в котором непосредственно осуществляется изготовление продукции.
Инструментальное хозяйство на предприятии создается для выполнения работ по обеспечению производства инструментом и технологической оснасткой, организации их хранения, эксплуатации и ремонта.
Ремонтное хозяйство на предприятии создается для обеспечения бесперебойной работы оборудования.
Энергетическое хозяйство - это совокупность энергетических установок и вспомогательных устройств с целью обеспечения бесперебойного снабжения предприятия различными видами энергии и энергоносителей, таких, как натуральное топливо (газ, мазут и др.), электрический ток, сжатый воздух, горячая вода, конденсат.
Материально-техническое снабжение – это бесперебойное обеспечение пред-приятия сырьем и материалами, комплектующими изделиями.
Складское хозяйство – это приемка, хранение, учет и отпуск сырья и материалов в производство.
Транспортное хозяйство – это своевременное и бесперебойное обслуживание производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса.
Технический контроль – это проверка соответствия объекта установленным техническим требованиям.
Существуют следующие виды технического контроля:
- входной контроль – контроль продукции поставщика, предназначаемой для использования при изготовлении, ремонте или эксплуатации продукции;
- операционный контроль – контроль продукции или процесса во время выполнения или после завершения технологической операции;
- приемочный контроль – контроль продукции, по результатам которого принимается решение о её (продукции) пригодности.
Процесс управления – это вид деятельности, который осуществляет целенаправленное воздействие на отдельных исполнителей (или коллектив) для достижения поставленных целей.
Процесс управления включает:
1. Постановку целей – главных, второстепенных, общих, индивидуальных, частных, долгосрочных, краткосрочных, промежуточных и конечных;
2. Принятие решений;
3. Планирование;
4. Создание организационной структуры (команды);
5. Процесс делегирования полномочий – это передача задач, власти и полномочий лицам, которые принимают на себя ответственность;
6. Мотивацию – процесс стимулирования себя и других на достижение индивидуальных и общей целей предприятия или команды;
7. Коммуникацию, обмен информацией – это прямая и обратная связь между управляющим и исполнителем.
Структура управления – это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие предприятия как единого целого.
Существуют следующие типы структуры управления: иерархические и адхократические.
Иерархия – порядок подчиненности низших звеньев высшим.
Адхократия – это стиль управления, который характеризуется высокой степенью свободы в действиях сотрудников. Важнейший параметр эдхократии – компетентность.
К иерархическим структурам управления относятся:
1. Линейная структура управления – руководитель управляет нижестоящими подразделениями по всем направлениям деятельности.
Достоинства – простота, экономичность, четкая система единоначалия, четко установленные взаимосвязи подразделений.
Недостатки – квалификация руководящего состава должна отвечать самым высоким требованиям (в связи с широтой полномочий), слабая адаптация к изменениям.
В настоящее время линейная структура управления используется крайне редко, как правило в малом бизнесе.

2. Функциональная структура управления - руководители подразделений специализируются в определенной области деятельности и отвечают за реализацию соответствующих функций и непосредственно дают распоряжения производственным подразделениям, находящимся в их компетенции.
Достоинства:
- прямое воздействие специалистов на производство, высокий уровень специализации управления, гибкая разработка и обоснование принимаемых решений;
- стимулирует деловую и профессиональную активность;
- уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях.
Недостатки:
- сложность и не экономичность ( много подразделений, и следовательно каналов управлений);
- отделы могут быть более заинтересованы в реализации целей и задач собственных подразделений, чем в общих целях всего предприятия. Это увеличивает возможность конфликтов между функциональными областями.

3. Линейно-функциональная структура управления сочетает в себе как линейные, так и функциональные принципы организации взаимосвязи между производственными и управленческими элементами системы.
Группировка звеньев может осуществляться как по функциям управления, так и по цепочке создания ценностей с различной степенью самостоятельности в текущей, оперативной и стратегической деятельности.

4. Дивизионная структура управления (от англ. Division – отделение) получило развитие в крупных предприятиях, где обособленные структурные подразделения наделяются большими правами в осуществлении своей деятельности, вплоть до юридической самостоятельности.

Адхократическая структура управления позволяет легко приспосабливаться к различным условиям, что вынуждает делать постоянно изменяющаяся внешняя и внутренняя среда предприятия. К адхократическому типу управления относится бригадная структура управления, которая основана на организации деятельности по рабочим группам.
Преимущества:
- сокращение управленческого персонала;
- гибкое использование кадрового состава предприятия;
- предоставление исполнителям (работникам) условий для самосовершенствования;
- сокращение потребности в специалистах широкого профиля.
Недостатки:
- высокие требования к квалификации сотрудников и сложность в координации деятельности.