Лекция 15. ЦЕНА. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ.
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

1. Цена. Функции цены.
2. Виды цен.
3. Ценообразование. Ценовая политика предприятия.
4. Методы определения цены.
5. Антимонопольное законодательство.

Цена – это денежное выражение стоимости товара.
Цена выполняет учетную, стимулирующую и распределительную функции.
Учетная функция отражает затраты труда на производство и реализацию продукции.
Стимулирующая функция используется для развития и эффективности производства, улучшения качества продукции (изделий).
Распределительная функция – это учет налогов, которые поступают в бюджет и необходимы для осуществления государством своих функций (перераспределение между сферами экономики, хозяйственными звеньями, регионами и различными группами населения).
В условиях рыночной экономики цены различаются по особенности купли-продажи товаров.
Существуют следующие виды цен:
1. Свободная (рыночная) цена – складывается под влиянием спроса и предложения и не зависит от какого-либо государственного влияния;
2. Регулируемая цена – формируется под влиянием спроса и предложения, но испытывают определенное воздействие государства.
3. Производственная цена – это цена предприятия - производителя продукции, которая состоит из:
- затрат предприятия;
- прибыли;
- налогов (акциз + НДС);
4. Оптовая цена - это цена, по которым реализуются большие партии товаров, состоит из:
- производственной цены предприятия;
- затрат оптовой организации;
- прибыли оптовой организации;
- налогов (акциз + НДС);
5. Розничная цена – это цена продажи товара в магазинах в розницу или небольшими партиями и состоит из:
- оптовой цены;
- торговой надбавки, которая состоит из затрат торговой организации и прибыли;
6. Номинальная (справочная) цена публикуется в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках;
7. Биржевая цена – это цена по сделкам, которые заключаются с использованием посредника-биржи;
8. Договорная цена устанавливается по согласованию сторон на определенные объемы продукции и сроки поставки, в течении которых цена не должна меняться;
9. Аукционная цена – это цена товара, проданного с публичных торгов.
Аукционная цена может быть многократно выше рыночной цены, поскольку отражает уникальные и редкие свойства товара, а также может зависеть от мастерства лица, который ведет аукцион.
Ценообразование это установление цены на конкретный товар.
Ценообразование – это сложный процесс, так как предприятие должно:
1. Провести маркетинговые исследования рынка (собрать и систематизировать информацию о рынке);
2. Определить основные цели свой ценовой политики предприятия на определенный период времени;
3. Выбрать метод ценообразования;
4. Сформировать систему скидок и надбавок к цене.
Существуют следующие методы установления цены на товар:
1. Затратный метод ценообразования – этот метод основан на ориентации цены на затраты производства. Суть его в том, что к подсчитанным затратам производства добавляется фиксированный процент прибыли.
Затратный метод имеет свои достоинства и недостатки:
Достоинства:
- производители больше имеют информацию о своих затратах, чем о потребительском спросе;
- если затратным методом пользуется большинство производителей, то ценовая конкуренция может быть сведена к минимуму, так как цены оказываются схожими.
Недостатки:
- затратный метод не связан с текущим спросом;
- затратный метод не учитывает потребительские свойства товара, так и товаров, на которые он может быть заменен.
2. Агрегатный метод ценообразования заключается в том, что цена определяется суммированием на отдельные элементы товара.
Данный метод применяется:
- по товарам, состоящих из сочетаний отдельных элементов (продовольственные наборы, мебельные гарнитуры, столовые сервизы и т.д.);
- по товарам, которые состоят из отдельных элементов, узлов, деталей.
Агрегатный метод очень прост для производителя, так как он ориентируется на затраты, но ошибки в определении цены на элементы товара могут привести к ошибкам в определении цены всего товара.
Агрегатный метод используется как дополнительный к другим методам.
3. Параметрический метод ценообразования заключается в том, что из оценки и соотношения качественных параметров изделия определяется цена товара.
Антимонопольное законодательство – это система правовых актов, которые позволяют обеспечить конкурентные условия рыночных отношений, установить правила поведения участников на товарных рынках, защитить права предприятий малого и среднего бизнеса от хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.
Антимонопольное законодательство – это сложная и разветвлённая сеть законов, судебных решений и правовых норм, которые направлены на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.
Задачи правового регулирования в области антимонопольного законодательства – это государственная поддержка и защита конкуренции, которая осуществляется посредством следующих правовых способов:
1. Создание необходимых условий для существования и развития экономической состязательности на рынке (конкурентных отношений);
2. Признание за субъектом предпринимательства прав на конкуренцию и защиты этого права;
3. Контроль за монополизацией предпринимательской деятельности;
4. Предупреждение и преследование правонарушений (монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, противоправных антиконкурентных действий (бездействий), актов органов власти и должностных лиц).
Основными целями регулирования монополии и конкуренции является следующее:
1. Защита конкуренции, как публичного блага, которое обеспечивает социально-экономическое благосостояние общества;
2. Защита профессиональных участников рынка – конкурентов, их прав и законных интересов в процессе осуществления рыночной и предпринимательской деятельности от неправомерных посягательств других лиц, преследующих свои экономические интересы незаконными способами;
3. Развитие экономической системы общества и эффективного функционирования товарных рынков.
Добросовестная конкуренция – одно из основных условий существования товарного рынка. Однако в некоторых отраслях конкуренция невозможна и неэффективна, в этом случае говорят о естественной монополии.
Законодательством предусмотрены два основных метода регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
1. Ценовой метод, при котором регулирование осуществляется посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня;
2. Неценовой метод, который предусматривает:
- определение потребителей, подлежащих- обязательному обслуживанию;
- установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможном удовлетворении в полном объеме потребностей в товаре, производимом или реализуемом субъектом естественной монополии.
В целях эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий осуществляется государственный предварительный и последующий контроль.
Предварительный контроль предусматривает обязательное предоставление в соответствующий орган ходатайства о даче согласия на совершение ряда сделок.
Например, необходимо получить предварительное согласие на совершение любых сделок, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.
Последующий контроль предусматривает обязательное уведомление органа регулирования естественной монополии о действиях.
Необходимо уведомлять о сделках по приобретению более чем 10 процентов общего числа голосов, приходящихся на все акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал субъекта естественной монополии.
За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.
Гражданско – правовая ответственность реализуется путем взыскания убытков, причиненных противоправными действиями (бездействием)как хозяйствующих субъектов, так и органов исполнительной власти и местного самоуправления и их должностных лиц. Прибыль, полученная в результате нарушения антимонопольного законодательства, подлежит перечислению в бюджет.
Административная ответственность предусмотрена нормами Кодекса административных правонарушениях, в котором устанавливается ответственность за непредставление в антимонопольный орган ходатайств, заявлений, сведений (информации) или предоставление заведомо недостоверных сведений.
Уголовная ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции прописана в Уголовном кодексе РФ, в котором предусмотрено наказание за монополистические действия, совершенные путем:
- установления монопольно высоких или монопольно низких цен;
- устранения с рынка других субъектов экономической деятельности;
- установления или поддержания единых цен.
Для проведения антимонопольной политики государство создаёт антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций (лат. – направленность, склонность) в стране.
Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция (круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен) позволяет выполнять совещательную функцию.
Все решения антимонопольной службы обязательны для исполнения, в противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона.